«БЕРНГАРД» , фирма по торговле роялями в Санкт-Петербурге.

Рубрика: Экономическая история

«БЕРНГАРД», фирма по торговле роялями в Санкт-Петербурге.

Продажа в Санкт-Петербурге роялей началась еще в первой половине XVIII в. Первые инструменты привозились из Швеции, Германии, Австрии. В первой половине XIX в. рынок музыкальных инструментов претерпел значительные изменения. Наряду с продажей инструментов самими мастерами стали открываться магазины, торгующие привозными изделиями и музыкальными принадлежностями.

Одним из продавцов музыкальных инструментов, главным образом пианино и роялей, в Санкт-Петербурге был купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин Карл Иванович (Карл Эмиль) Бернгард (1868–?). К.И. Бернгард получил традиционное для своего времени домашнее образование. Предпринимательской деятельностью он начал заниматься почти в 30 лет. В 1897 г., получив свидетельство купца 2 гильдии, он открыл магазин пианино и роялей на Невском проспекте, 45. По этому адресу более 10 лет он вел торговлю инструментами фортепианных фирм, среди которых ведущее положение занимала фирма «Карл Рениш». Это была одна из первых немецких фирм, ориентированных на экспорт изделий за рубеж.

Немецкая фортепианная фирма «Карл Рениш» была основана в 1845 г. в Дрездене. К концу XIX в. изделия этой фирмы были хорошо известны в музыкальном мире. В 1898 г. сыновья основателя фирмы Альберт и Герман (сам Карл Рениш умер в 1895) открыли в Санкт-Петербурге представительство фирмы. Ими был куплен участок земли в Коломенской части Санкт-Петербурга по адресу Крюков канал, 23. Во дворе дома, где когда-то жил генералиссимус А.В. Суворов, было построено четырехэтажное здание фабрики. Фабрика была хорошо оборудована. Необходимые для изготовления фортепиано материалы, механизмы, клей, металлические и стальные детали и составные части привозились из Дрездена. Ежегодный объем производства был рассчитан на 1000 музыкальных инструментов в год. В 1910-х гг. фабрика выпускала по разным сведениям от 900 до 2000 инструментов в год. В 1913 г. на фабрике работало 200 рабочих. В 1915 г. в связи с Первой мировой войной филиал фирмы Рениш в Санкт-Петербурге был вынужденно закрыт.

В 1911 г. у К.И. Бернгарда был уже склад (депо) роялей на Невском проспекте, 72. Депо-магазин «Бернгард» находилось рядом со зданием Петербургского купеческого общества. Неоднократно в рекламе фирмы «Карл Рениш» указывалось, что К.И. Бернгард является единственным представителем фирмы в Санкт-Петербурге, а пианино и рояли продаются по фабричным ценам. Помощниками Карла Ивановича были его сыновья Лев Вильгельм (1897−?) и Рихард Вольдемар Карловичи Бернгард.

С 1906 по 1908 (?) гг. одновременно с продажей музыкальных инструментов и музыкальных принадлежностей К.И. Бернгард был редактором-издателем ежемесячного музыкального журнала для фортепиано «Нувелист». Основное содержание журнала составляли фортепианные пьесы и романсы русских и западноевропейских композиторов для домашнего музицирования, рассчитанные на широкие круги любителей музыки. Судя по рекламе главы фирмы по продаже роялей, он также устраивал концерты для любителей музыки.

Как долго прожил Карл Эмиль Бернгард неизвестно, но Максимилиан Волошин отмечал, что летом 1924 г. он жил на Невском проспекте, 59 в квартире №1 у К.И. Бернгарда, бывшего владельца «депо роялей».

Литература

Весь Петербург: адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга. – [СПб.]: издание А.С. Суворина. 1897–1917; Барышников М.Н. Деловой мир Петербурга: Исторический справочник. – С.-Пб.: Издательство «Logos», 2000. – С. 71; Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 т. Т.2: Девятнадцатый век. Кн.7. У-Ч. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПб ГУ, 2009. – С. 365–370.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх