БОНЕКЕМПЕР (Bonekemper) Карл (1827–1893), протестантский пастор, проповедник штундизма.

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

БОНЕКЕМПЕР (Bonekemper) Карл (Август Фридрих) (9 мая 1827, Одесса – 14 января 1903, Скотленд, штат Южная Дакота, США), протестантский пастор, проповедник штундизма. Сын И. Бонекемпера. Окончил 1-ю Киевскую гимназию. Медицинское образование получил в США. На обратном пути в Европу попал в кораблекрушение, после чего решил посвятить себя миссионерскому делу. Богословское образование получил в Сан-Хришонской семинарии Базельской миссии. С 1865 г. приходской пастор в колонии Рорбах Одесского уезда Херсонской губ. Проповедовал идеи «возрожденного пиетизма» (штундизма), распространял евангелическую литературу также среди православных рабочих-колонистов. Бонекемпер возглавлял общину украинских пиетистов (штундистов) в д. Основа (Одесского у.).

В дореволюционной исторической литературе Бонекемпер считался основателем «украинского штундизма». Однако он, как и его отец, выступал против выделения украинских пиетистов (штундистов) из Русской православной церкви в отдельную церковную организацию. Осуждал деятельность проповедников Германского союза баптистов, которые призывали своих единоверцев к принятию водного крещения и образованию отдельных религиозных общин. В 1870 г. в результате петиции, направленной Бонекемпером российским властям, по приказу Новороссийского генерал-губернатора П. Е. Коцебу миссионеры Германского союза баптистов были высланы за пределы Российской империи. В 1874 г. по подозрению в «совращении в ересь» православных Бонекемпер выслан в отдаленный приход Нейдорф Херсонской губернии. В 1876 г. выехал в США.

Сочинения

Статья о братстве «Stund», «Одесский вестник», 1868, №56.

Литература

Ушинский А. Д., О причинах появления рационалистических учений штунды и некоторых подобных сект в сельском православном населении и о мерах против распространения учений этих сект, Киев, 1884, с. 9–22; Дородницын А. Я., Немецкие миссионеры необаптизма (Neo-Baptismus), известного под именем штунды на Юге России (По официальным данным), «Екатеринославские епархиальные ведомости», 1894, июль, № 13; Алексий, епископ, Религиозно-рационалистическое движение на Юге России во второй половине XIX столетия, Казань, 1909, с. 218–221, 228–229; Diеdriсh H.-Ch., Ursprünge und Anfänge des russischen Freikirchentums, Erlayen, 1985, S. 83–85.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх