БИРТ (Birth) Густав (1887 – после 1934), пастор Евангелическо-лютеранской церкви.

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

БИРТ (Birth) Густав (2 марта 1877, с. Мирау, близ Мариуполя – после 1934, Кольский п-ов), пастор Евангелическо-лютеранской церкви. В 1918–28 гг. пастор в колонии Фриденфельд (Терзанка) Таврической губ., в 1928–34 гг. пастор в Харькове, пробст Запорожского церковного округа. По инициативе и под руководством Бирта. в 1924 г. состоялся синод Запорожского церковного округа, принявший решение о воссоединении с Евангелическо-лютеранской церковью России, а также Всеукраинский синод (сентябрь 1926) в Харькове, объединивший 4 пробстских округа. В середине 1920-х гг. выступал против обновленческого движения в Евангелическо-лютеранской церкви – «Живая церковь», которым в Запорожском пробстском округе руководил пастор прихода Пришиб-Молочная Э. Люфт. Поддерживал регулярную связь с Немецким евангелическим церковным комитетом в Берлине-Шарлоттенбурге, а также лютеранским «Союзом» Густава Адольфа. В 1928–29 гг. по ходатайству Бирта лютеранские общины Украины получали денежные пожертвования из Германии. Деятельность Бирта высоко ценил епископ А. Мальмгрен, считая его одним из кандидатов на пост президента Московского или Ленинградского высшего церковного совета. В 1931 г. имя Бирта было включено в список 10-ти лютеранских пасторов, которым разрешен выезд из СССР. 15 января 1934 г. подвергался аресту, 3 февраля того же года арестован вновь, обвинен во враждебном отношении к советской власти и шпионаже в пользу Германии, приговорен к 10-ти годам исправительных работ и помещен в лагерь специального назначения «Медвежья гора» на Кольском п-ове.

Сохранился обширный архив Бирта, который включает его деловую и личную переписку, дневники, заметки, отчеты и пр. Записки Бирта содержат подробную картину положения Евангелическо-лютеранской церкви в СССР, оценку деятельности «Союза воинствующих безбожников», характеристику последствий реализации закона «О религиозных объединениях» (1929) и др. Бирт дал негативную оценку деятельности лютеранских «живоцерковников», считая, что органы государственной власти используют их для ослабления позиций и раскола Евангелическо-лютеранской церкви.

Лит.: Kahle W., Geschichte der evangelisch-lutherischen Gemeinden in der Sowjetunion. 1917–1938, Leiden, 1974, S. 301, 412.

О. Лиценбергер (Саратов).

 

Подняться вверх