DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

РАДЛОВ (Radloff) Эрнест Львович (Леопольдович) (1854–1928), философ, историк античной, европейской и русской философии, переводчик

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

РАДЛОВ (Radloff) Эрнест Львович (Леопольдович) (20 ноября 1854, Петербург – 28 декабря 1928, Ленинград), философ, историк античной, европейской и русской философии, переводчик.

Из рода Радловых. Дед – Карл Фридрих Радлов (1783–1842), выходец из Саксонии, подданный России с 1822 г., преподаватель латинского языка. Отец Лев (Леопольд Карл Теодор) Федорович Радлов (1818–1865, Гота, Германия), этнограф, педагог.

Радлов окончил 6-ю петербургскую гимназию, в 1873 г. поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1877 г. со степенью кандидата; его дипломное сочинение на тему «Сравнить диалоги Платона “Политика” и “Законы” и указать различия в их направлении и содержании» было удостоен золотой медали. Как ученик профессора М.И. Владиславлева, придававшего при подготовке студентов первостепенное значение чтению и комментированию Платона и Аристотеля, Радлов сохранил вкус к занятиям античной философией на протяжении всей своей деятельности. Как писал С.А. Жебелев, «из своих университетских профессоров Радлов часто вспоминал эллиниста К.Я. Люгебиля и латинистов Г.И. Лапшина и И.В. Помяловского. Первый из них и Радлов хорошо выучил греческому языку, что ему так пригодилось впоследствии при его занятиях греческими философами».

Оставленный при университете для подготовки к профессорскому Радлов званию был отправлен в командировку (1877–1879) для слушания лекций и подготовки к магистерским экзаменам в Лейпциг и Берлин, где, в частности, слушал лекции Э. Целлера. В 1880 г. сдал магистерские экзамены и был причислен к Министерству народного просвещения (МНП) для службы в Публичной библиотеке. Зимой 1881–1882 гг. проходил стажировку в Вене для подготовки к профессорскому званию. Диссертации, однако, так и не представил, что закрыло для Радлова возможность преподавания в университете.

С октября 1882 г. служил в Публичной библиотеке в Отделении философии и педагогики; в 1884 г. был зачислен в штат. Наряду с Отделением философии возглавляя также Отделение инкунабулов, альдов и эльзевиров. С декабря 1895 г. – член Ученого комитета МНП, в 1899–1919 гг. возглавлял комиссию по международному обмену министерства.

Первые выступления в печати и первые переводы Радлова связаны с античной философией. В «Журнале Министерства народного просвещения» (ЖМНП) в 1884–1887 гг. Радлов печатает свой перевод «Никомаховой этики» Аристотеля («Этика» Аристотеля; в отдельных изданиях на титульном листе в выходных сведениях – СПб., 1884, т.к. печатание в журнале предполагалось завершить в 1884 и тогда же выпустить текст отдельным изданием; на деле отдельное издание появилось позже, в 1887). Князь С.Н. Трубецкой назвал перевод «образцовым». Этические проблемы древней и новой философии находились в центре внимания Радлова. Второе издание «Этики» Аристотеля (СПб., 1908) вышло с приложением подробного «Очерка истории греческой этики до Аристотеля» (С. V–LIV). Еще в 1892 г. Радлов поместил в журнале «Вопросы философии и психологии» статью «Об этических отрывках Демокрита» (Кн. 12. С. 1–19), а в начале 1920-х гг. в серии «Введение в науку» выпустил очерк этических учений древности с приложением большой аннотированной библиографии (Этика. Пг., 1921). Поскольку Радлов полагал, что после Аристотеля в греческой философии наблюдался упадок, его работы не выходили за пределы этого периода.

В 1889 г. в ЖМНП Радлов публикует обширную работу «Эмпедокл», включающую «Отрывки из сочинений Эмпедокла», «Источники, знакомящие нас с философией Эмпедокла» (греческие доксографы и философы: Платон, Аристотель и др.) и исследование «Философия Эмпедокла». Радловский перевод доксографов наряду с отрывками из Эмпедокла был воспроизведен в приложении к книге Таннери П. «Первые шаги древнегреческой науки» (СПб., 1902. Прил.: С. 40–51, 87–105); перевод отрывков позднее печатался также в антологиях и хрестоматиях. Подобно другим ученикам М.И. Владиславлева, Радлов обращался и к переводу логического сочинения Аристотеля: в 1891 г. в ЖМНП было публикован его перевод сочинения Аристотеля «Об истолковании» (отд. изд.: СПб., 1891; переизд.: Аристотель. Соч. В 4-х томах. Т. 2. М., 1978. С. 91–116), сопровождаемый предисловием, где изложена история восприятия и комментарии этого сочинения от античности до XIX в. С 1880-х гг. Радлов читал курсы логики, психологии, истории философии на Высших женских курсах, в Училище правоведения (1883–1897), Александровском лицее (1885–1907), Женском педагогическом институте (1903–1913), в начале 1920-х гг. в Петроградском университете. Небольшая часть этих курсов сохранилась в литографированном виде.

В 1880 г. Радлов познакомился с В.С. Соловьевым, которого считал «единственным русским философом», стал одним из близких его друзей и приверженцем его философии. Этому мыслителю Радлов посвятил ряд значительных работ, составивших книгу «Владимир Соловьев. Жизнь и учение» (СПб., 1913). Кроме того, Радлов подготовил издание: «Письма Вл. С. Соловьева» (Т. 1–3. СПб., 1908–1911; Т.4. Пг., 1923).

После кончины В.С. Соловьева Радлов становится вместо него редактором отдела философии Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (в 1900 г. – с 60-го полутома), а затем редактором того же отдела в Новом энциклопедическом словаре. И в том, и в другом словаре Радлов поместил ряд важнейших статей по истории античной философии. В 1904 г. Издательство Брокгауза и Ефрона выпустило под редакцией Радлова «Философский словарь: Логика, психология, этика, эстетика и история философии» (перепеч., там же в 1911; 2-е изд., испр. и доп., появилось уже под именем Радлова в 1913). В словаре значительное место уделено философам и философским направлениям античности, причем почти каждую статью Радлов по возможности снабжал кратчайшей библиографией.

В 1895 г. Радлов стал сотрудником редакции «Журнала Министерства народного просвещения», а в 1899 г. оставил службу в Публичной библиотеке и был назначен редактором журнала (оставался вплоть до прекращения издания в конце 1917 г.). По словам С.А. Жебелева, сказанным по поводу кончины Радлова, он «внес много любви в руководимое им ответственное дело и еще более укрепил положение и значение ЖМНП в нашей научной среде». С 1902 г. С.А. Жебелев, возглавивший Отделение классической филологии, оставался ближайшим сотрудником Радлова. Несмотря на неоднократные попытки закрыть этот отдел Радлову удалось сохранить его в неприкосновенности до закрытия журнала.

С лета 1916 г. Радлов занимал должность помощника директора Публичной библиотеки, а с сентября 1917 г. исполнял обязанности директора; с 1918 по 1923 г. он – первый выборный директор библиотеки. До 1927 г. Радлов заведовал там же Отделом филологии и считал, что Государственная Публичная библиотека должна оставаться «лабораторным центром русской науки, музеем русской литературы». У самого Радлова была большая библиотека. Как отмечал Жебелев: «До смерти своей Э. Л. любил ходить по букинистам и умел доставать у них хорошие книги». В конце 1910-х гг. Радлов продал значительную часть своего собрания в Пермский университет (вероятно, это связано с тем, что Б.В. Казанский, зять Радлова, преподавал в Пермском университете в 1917–1920).

В декабре 1920 г. Радлов был избран чл.-корр. АН по Отделению русского языка и словесности, а с февраля 1921 г. возглавил возрождаемое Философское общество при университете, в деятельности которого участвовал с момента его возникновения в 1898 г. В 1922 г. Философское общество выпустило под ред. Н.О. Лосского и Радлова три номера журнала «Мысль», которые подверглись резкой критике со стороны властей. Журнал был закрыт. Не удалось завершить и 15-томное издание «Полного собрания творений» Платона, выходившее в 1922–1929 гг. под ред. С.А. Жебелева, Л.П. Карсавина и Радлова. Последний из шести появившихся томов вышел в 1929 г. под редакцией Радлова и включал новые переводы «Парменида» и «Филеба», которые Радлов снабдил своими предисловиями (Т. 4. С. 3–13; 95–103). Подтверждением старой дружбы с С.А. Жебелевым в те же годы стало издание статьи Радлова: «“Парменид” Платона и Гегель» в сборнике статей в честь С.А. Жебелева.

Что касается общественной позиции Радлова в эти годы, то ее характеризуют воспоминания одного из ярых приверженцев нового режима К.Г. Шарикова, тогда студента факультета общественных наук. По его словам, Радлов полагал, что «коммунисты и комсомольцы не умеют мыслить логическими категориями» (Университет на подъеме // На штурм науки: Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета. Л., 1971. С. 26).

Радлов – один из организаторов академической Комиссии по истории знаний (с 12 декабря 1921 – заместитель председателя КИЗ), первый председатель Ленинградского общества библиофилов (1923–1924). В сентябре 1928 г. С.А. Жебелев составил отзыв о трудах Р., предполагавший избрание Радлова в действительные члены Академии наук по новому – философскому – отделению. Но Радлов не дожил до избрания. 7 апреля 1929 г. состоялось заседание Комиссии по истории знаний АН, посвященное памяти заместителя ее председателя – Радлова, на котором выступили В.И. Вернадский. С.А. Жебелев и Н.И. Кареев.

Жена: Вера Александровна, урожденная Давыдова (1863–1938), дочь адмирала.

Дети: Наталья Эрнестовна Радлова-Казанская (26 февраля 1887 – 1938), театральный педагог; Николай Эрнестович Радлов (22 марта 1889, С.-Петербург – 29 декабря 1942, Ленинград), художник, карикатурист, иллюстратор детских книг; Сергей Эрнестович Радлов (23 сентября 1892, С.-Петербург – 27 октября 1958, Рига), театральный режиссер, заслуженный деятель искусства РСФСР (1940).

Э.Л. Радлов – дед Татьяны Борисовны Казанской – филолога, специалиста по романским языкам; прадед академика Н.Н. Казанского – филолога-классика.

Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга (участок 32).

СОДЕРЖАНИЕ

Архивы

ИРЛИ. Ф. 252.

ОР РНБ. Ф. 626; СПФ АРАН. Ф. Р.–V. Оп. 1–Р. № 34 (Л. 2–5: С. А. Жебелев. Отзыв об ученых трудах Э. Л. Радлова; Л. 11–31: С. А. Жебелев. Эрнест Львович Радлов. Общий очерк его деятельности; Л. 34–43: Н. И. Кареев. Памяти Э. Л. Радлова); Ф. 729. Оп. 1. № 15 (Л. 80–98: С. А. Жебелев. Эрнест Львович Радлов. Некролог).

Сочинения

Введение в философию. Пг., 1919 (сер. «Введение в науку»); Очерк истории русской философии. СПб., 1912; 2-е изд. Пг., 1920 (в 1925 – переведен на немецкий язык); Этика. Очерк истории греческой этики до Аристотеля. СПб.: Наука, 2002.

Литература

Альманах библиофила. [Л.], 1929. С. IX (известие о кончине Р.), XI (портр. Р.); Грин Ц.И. Радлов Эрнест Львович // Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры: Биографический словарь. Т. 1: Императорская Публичная библиотека. 1795–1917. – СПб., 1995; Комиссия по истории знаний. 1921–1932 гг. Сб. документов. СПб., 2003: Бычкова И.А. Радлов Эрнест Львович // Немцы России: Энцикл. Т. 3. М., 2006; Бычкова И.А., Михеева Г.В. Эрнест Львович Радлов // История библиотеки в биографиях ее директоров. 1795–2005. СПб., 2006. С. 212–241; Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. М., 2008; Смоленское лютеранское кладбище. Путеводитель / Сост. Юдина Е.В. СПб., 2009. 

Автор: Николаев Н.И.

Задать вопрос