БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА , объединения христиан, создаваемые с целью массового распространения Библии и евангелического учения.

Рубрика: Религия

БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА, объединения христиан, преимущественно протестантского направления, создаваемые с целью массового распространения Библии (особенно Нового Завета) и евангелического учения. Возникли в Западной Европе в начале XIX в. под влиянием распространившегося в пиетизме т. н. «движения пробуждения», благодаря которому значительно оживился интерес к проблемам религии и, в частности, к христианству. В 1812 г. по образцу крупнейшего в мире «Британского и иностранного библейского общества» (1804) было создано Российское библейское общество (РБО) (президент – князь А. Н. Голицын) с целью издания Библии на языках народов, населявших Российскую империю. В деятельности общества принимали участие представители всех христианских направлений, существовавших в России. Отделения РБО были открыты во многих крупных городах, в т. ч. в Киеве и Одессе; в 1821 г. основано отделение РБО в колонии Гальбштадт Молочанского меннонитского округа. Эти и другие отделения распространяли издания Библии и Нового завета на русском и немецком языках в немецких колониях Юга России. В 1821 г. в колонии Орлов Молочанского меннонитского округа (под эгидой РБО) создана Христианская школьная ассоциация, которая руководила работой основанной здесь же школы. Молочанское отделение РБО занималось миссионерской деятельностью также среди исповедовавших ислам ногайцев; специально для этой работы из Базеля был приглашен пастор Даниель Шлаттер (1824–1840), который поддерживал тесные контакты с последователями пиетизма в Германии. Деятельность РБО и проповедуемые им идеи экуменизма (объединения христиан всех направлений) вызвали в 1822–1827 гг. раскол большой фламандской общины меннонитов (Große Gemeinde) Гальбштадта и Тиге. В 1813–1823 гг. РБО приобрело для распространения и выпустило на свои средства ок. 185 тыс. экземпляров Библии, ок. 316 тыс. экземпляров Нового завета, св. 204 тыс. экземпляров различных частей Священного писания более чем на 40 языках. РБО поддерживало связи со Шведским, Франкфуртским, Датским, Кенигсбергским, Гамбургским, Польским, Американским библейскими обществами. Деятельность РБО и всех его отделений была прекращена указом императора Николая I от 12 апреля 1826 г., указом от 15 августа 1826 г. его имущество (оценено в 2 млн руб.) передано Синоду. Продолжателем дела РБО стало Протестантское (Евангелическое) библейское общество: учреждено в 1831 г., действовало среди протестантского населения Российской империи, вся литература, получаемая от зарубежных религиозных организаций, подвергалась цензуре. В начале 1840-х гг. в связи с возрождением интереса к религиозной литературе работа по ее распространению возобновилась по инициативе Русской православной церкви. После выхода в свет полного русского перевода Библии (1868) 2 мая 1869 г. создано Общество для распространения Священного писания в России под руководством О. Б. Форгхаммера.

На территории Российской империи действовали также Шотландское (Эдинбургское), Американское библейские общества и другие, распространявшие Библию в лондонском и лейпцигском изданиях, затем в синодальном переводе (1876); в 1870–1890-х гг. наиболее активно действовало Одесское отделение Британского и иностранного библейского общества, возглавляемое М. М. Моррисоном и председателем Европейского евангелического союза доктором богословия Ф. Бедекером.

Архивы

Государственный архив Одесской обл. (ГАОО), ф. 89, оп. 1, д. 660, 873; ЦГИА Украины, ф. 127, оп. 167, д. 860; оп. 772, д. 315; ф. 442, оп. 1, д. 8263.

Литература

Пыпин А. Н., Библейская секта 20-х гг., «Вестник Европы», 1871, кн. 3; он же, Исследования и статьи по эпохе Александра I. Т. 1. Религиозные движения при Александре I, Пг., 1916; Чистович И. А., История перевода Библии на русский язык, ч. 1–2, СПБ, 1873; Гильтебрандт П., Император Александр I и Библейское общество, «Древняя и Новая Россия», 1879, т. 2, № 9; Астафьев Н. А., Опыт истории Библии в России, СПБ, 1889; его же, Общество для распространения Священного писания в России (1863–1893), СПБ, 1895; Алексий, архиепископ, Религиозно-рационалистическое движение на Юге России во 2-й половине XIX столетия, Казань, 1909, с. 267–268; Осипов А., К изданию русской Библии, «Журнал Московской патриархии», 1955, № 8; История евангельских христиан-баптистов в СССР М., 1989; Вернер А. В., Из истории общественных евангелических учреждений в Санкт-Петербурге, в кн.: Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения, М., 1996; Krause W., Die Bibel in Russland, «Kirche im Osten», 1958, № 1; Urri J., John Melville and Mennonites: a British Evangelist in South Russia, «Mennonite Quarterly Review», LIV (4), 1980, October, p. 305–322; idem, Servantsfrom far: Mennonites and the Pan-Evangelical impulse in early nineteenth-century Russia, LXI (2), 1987, April, p. 213–227

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх